Госзакупки - рекомендации, постановка задачи, оценка предложений

Госзакупки

 

Рекомендации 

Из материалов раздела «Проблематика» видно, что уже сегодня в Европе практически повсеместно приняты законы, обеспечивающие открытость конкурсных спецификаций. Во многих других странах также проявляется эта тенденция. В частности, Россия уверенно движется в эту же сторону – в обозримом будущем закупки компьютерного оборудования государственными учреждениями все чаще будут осуществляться по открытым спецификациям.
Лучший способ подготовиться к такому переходу – начать внедрение мировых методик уже сейчас. Выгоды от такого решения многократно перевешивают затраты, а главное – сам процесс составления спецификации и проведения конкурса становится проще и удобнее. Ниже мы постараемся по шагам описать, как быстро и эффективно создать открытую спецификацию и оценить поступившие предложения.

Постановка задачи

Разумеется, начать надо с понимания задачи – что именно необходимо закупить, какие задачи будут решать компьютеры в организации. В зависимости от того, серверы это или рабочие станции, следует выбрать соответствующий тест для оценки их производительности (мы описали все наиболее популярные тесты). Конечно же, и рабочие станции могут быть очень разными: графическим дизайнерам нужны не такие системы, как, например, офисным работникам. Поэтому для начала важно определить не тип процессора или объем памяти, а именно задачи, которые нужно решить.

Определение дополнительных характеристик

Кроме скорости работы компьютер имеет массу других характеристик, влияющих и на стоимость эксплуатации и на удобство работы. Например, среди влияющих на стоимость – энергопотребление, размеры и тип монитора, наличие встроенных средств удаленного управления и т.п. А среди факторов, относящихся к удобству – эргономичность, уровень шума, объем системного блока и т.п. Остро стоят вопросы безопасности, сервисного обслуживания и т.д.

Безусловно, не каждый параметр относится к обязательным. Например, в некоторых случаях уровень шума имеет ровно одно ограничение – не превышать медицинских норм. И тогда указывать его в спецификации не имеет смысла. Аналогично, в случае закупки небольшого количества компьютеров их уровень энергопотребления может слабо влиять на общую стоимость эксплуатации, и потому не относится к важным факторам выбора.

Важно, чтобы дополнительные характеристики носили достаточно общий и при этом обоснованный характер, а не являлись инструментом для устранения конкурентов. К примеру, если один из поставщиков принимал участие в составлении спецификации, ему может оказаться выгодным вписать в список обязательных требований наличие, например, четырех разъемов USB или аудио-выходов на передней панели компьютера. Для типичных офисных задач (где звук используется редко, а легко доступных разъемов USB достаточно всего двух – для подключения Flash-накопителей) такие требования выглядят надуманными. Скорее всего, поставщик просто надеется, что лежащая у него на складе партия корпусов именно с таким набором разъемов позволит ему победить в конкурсе.

                                                                              

Оценка предложений

Когда у заказчика имеется открытая спецификация, основанная на результатах тестирования, любой участник может заранее оценить свое предложение на соответствие заданным условиям, оптимизируя его в полной уверенности, что оно не будет отвергнуто из-за какой-либо формальности. Кроме того, появляется возможность объективно сравнивать поступившие предложения между собой, не только по цене, но и по производительности.

Если заказчик заинтересован в максимальной экономии средств, ему достаточно взять самое дешевое среди предложений, обеспечивающих заданный уровень результатов в тестах. И наоборот – если целью является максимум производительности в определенном ценовом диапазоне, выбор также несложен: победу одержит компьютер с максимальной цифрой производительности, укладывающийся в ценовые ограничения.
В любом случае, по зарубежному и российскому опыту, такой метод обеспечивает десятки процентов экономии средств при сохранении эксплуатационных характеристик. Честная конкуренция заставляет поставщиков снижать цены и достигать уровня цен, выгодных обеим сторонам, а не только им самим.

Сторонние компании

Стоит обратить внимание на то, что тестирование на любом этапе может произвести кто угодно – сам поставщик всегда знает, на что способны его компьютеры, покупатель в любой момент может самостоятельно подтвердить, не обманывает ли его какой-либо поставщик, и все эти данные объективны и воспроизводимы.

И, наконец, у тестов есть большое преимущество: их даже не обязательно проводить лично. Существуют компании, имеющие большой опыт такого тестирования и готовые делать его на платной основе. В России ОЕМ-партеры иногда прибегают к услугам компании . В случае, если у организации, собирающейся закупить компьютеры, нет работников, помещений или других условий для тестирования, она может либо потребовать от поставщиков предоставления сертифицированных результатов тестов, либо заказать их самостоятельно.
Как показала практика, для заказчика экономия за счет снижения закупочной цены оказывается намного выше, чем затраты на самостоятельное тестирование или заказ его у специализированной компании.

Copyright © 2016 Все права защищены. Копирование материалов сайта без указания источника - запрещается.