SWOT-анализ - что это такое? 

SWOT анализ

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Что такое SWOT-анализ?

2. Преимущества SWOT-анализа

3. Минусы SWOT

4. Для чего нужен SWOT-анализ

5. Сколько стоит SWOT-анализ?

6. Итог

7. Полезное видео

 

Бизнес необходимо постоянное совершенствование и адаптивность под меняющиеся рыночные условия, особенно в России. Прежде чем вносить изменения, необходимо сделать анализ — выявить сильные и слабые стороны, угрозы и возможности для развития бизнеса. 

Не все бизнесмены уделяют должное внимание анализу своей компании. Они думают, что для получения аналитики необходимо потратить большое количество времени, денег и сил и поэтому этим не занимаются. Но это не всегда так.

С этой задачей хорошо справиться специальный SWOT анализ. его можно будет сделать всего за несколько часов - в  результате вы получите  качественную стратегию развития на ближайшее время. 

Что такое SWOT-анализ?

Термин SWOT был впервые введён в 1963 году в Гарварде на конференции по проблемам бизнес-политики профессором Кеннетом Эндрюсом. В 1965 году четыре профессора Гарвардского университета предложили технологию использования SWOT-модели для разработки стратегии поведения фирмы. Была предложена схема по названием LCAG, которая основана на последовательности шагов, приводящих к выбору стратегии.

SWOT-анализ — метод стратегического планирования бизнеса, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории:

  • Strengths (сильные стороны),
  • Weaknesses (слабые стороны),
  • Opportunities (возможности),
  • Threats (угрозы).

Сильные (S) и слабые (W) стороны являются факторами внутренней среды объекта анализа, (то есть тем, на что сам объект способен повлиять); возможности (O) и угрозы (T) являются факторами внешней среды (то есть тем, что может повлиять на объект извне и при этом не контролируется объектом). Например, предприятие управляет собственным торговым ассортиментом — это фактор внутренней среды, но законы о торговле не подконтрольны предприятию — это фактор внешней среды.

Объектом SWOT-анализа может быть не только организация, но и другие социально-экономические объекты: отрасли экономики, города, государственно-общественные институты, научная сфера, политические партии, некоммерческие организации, отдельные специалисты, персоны и т. д.

SWOT анализ — это один из самых популярных и простых в использовании видов анализа бизнеса. Он позволяет выявить внутренние и внешние факторы, влияющие на успех компании. Вторым по популярности является SNW-анализ, который позволяет выявить преимущества и недостатки компании, а также учесть особенности организации, которые нельзя отнести ни к первым, ни ко вторым. При этом SNW не учитывает факторов внешнего мира, которые также очень сильно могут влиять на успешность той или иной стратегии.

SWOT что это такое

Преимущества SWOT-анализа

Популярность проведения SWOT анализа обусловлено несколькими факторами. Выделим основные плюсы SWOT:

1) Это универсальный метод, который применим в самых разнообразных сферах экономики и управления. Его можно адаптировать к объекту исследования любого уровня (продукт, предприятие, регион, страна и пр.).

2) Это гибкий метод со свободным выбором анализируемых элементов в зависимости от поставленных целей (например, можно анализировать город только с точки зрения туризма или только с точки зрения работы транспорта и т.д.).

3) Может использоваться как для оперативной оценки, так и для стратегического планирования на длительный период.

4) Использование метода, как правило, не требует специальных знаний и наличия узкопрофильного образования.

5) Можно выделить также простоту SWOT анализа, его может провести владелец или менеджер предприятия. Для его проведения не нужно прибегать к сложным вычислениям и проводить большие исследования. Достаточно просто понимать о реальном положении дел в компании и на рынке в целом.

Также среди плюсов также можно выделить SWOT:

1) Внутри компании - cюда можно отнести всё, что способствует достижению компанией целей стратегического планирования (сильные стороны компании)

2) Во внешнем мире - сюда можно отнести все факторы, способствующие развитию и достижению целей (возможности). Например, рост спроса на данный товар или услугу, подорожание определённых активов, имеющихся в распоряжении организации и т. д.

Минусы SWOT

Несмотря на то, что SWOT — это очень эффективный и удобный способ проведения аналитики, у него есть некоторые недостатки. Выделим основные минусы:

1) SWOT-анализ показывает только общие факторы. Конкретные мероприятия для достижения поставленных целей надо разрабатывать отдельно.

2) Зачастую при SWOT-анализе происходит лишь перечисление факторов без выявления основных и второстепенных, без детального анализа взаимосвязей между ними.

3) Анализ даёт в большей степени статичную картинку, чем видение развития в динамике.

4) Результаты SWOT-анализа, как правило, представлены в виде качественного описания, в то время как для оценки ситуации часто требуются количественные параметры.

5) SWOT-анализ является довольно субъективным и чрезвычайно зависит от позиции и знаний того, кто его проводит.

6) Для качественного SWOT-анализа необходимо привлечение больших массивов информации из самых разных сфер, что требует значительных усилий и затрат.

Cреди минусов внутри компании также отметим:

1) Внутри компании - все что может ограничивать в достижении цели внутри компании (слабые стороны компании).

2) Во внешнем мире - экономические, политические, социальные, рыночные и другие факторы, которые могут негативно повлиять на реализацию поставленных целей (различные угрозы).

Для чего нужен SWOT-анализ

Начиная SWOT анализ, необходимо четко определить основные цели вашей организации. Для того чтобы разобрать преимущества, недостатки, возможности и риски в приложении к реализации поставленных задач.

SWOT-анализ — инструмент, который имеет эффект при верном его применении. SWOT-анализ будет полезным, только если применять его к месту. Во многих случаях можно обойтись (и многие даже обходятся) без SWOT-анализа, тем не менее этот инструмент существенно облегчит понимание того, что и как делать, в несколько раз повысив эффективность стратегии.

Анализ помощет при:

1) при составлении дерева целей организации, определения стратегии существования на рынке как в краткосрочном, так и в долгосрочном промежутке времени (здесь он просто необходим);

2) в случаях, когда вы начинаете новый бизнес-проект;

3) в случаях, когда вы развиваете новую отрасль, разработку или запускаете новый вид деятельности.

Задача SWOT-анализа — дать структурированное описание ситуации, относительно которой нужно принять какое-либо решение. Выводы, сделанные на его основе, носят описательный характер без рекомендаций и расстановки приоритетов.

Для более полной отдачи от метода используется также построение вариантов действий, основанных на пересечении полей. Для этого последовательно рассматривают различные сочетания факторов внешней среды и внутренних свойств компании. 

Поскольку SWOT-анализ в общем виде не содержит экономических категорий, его можно применять к любым организациям, отдельным людям и странам для построения стратегий в самых различных областях деятельности.

SWOT-анализ позволяет оценить реальные перспективы развития компании, внедрения нового продукта на рынок. Многие организации прибегают к SWOT-анализу в случаях, когда хотят повысить эффективность своего бизнеса

Сколько стоит SWOT-анализ?

Заказать SWOT анализ можно в специальном маркетинговом или брендинговом агентстве. Цена SWOT-анализа зависит в зависимости от сложности выполнения задания. Если у вас малый бизнес, то стоимость услуги составит  от 30 тыс.руб, а если это большое предприятие —  в среднем от 60 тыс. руб.

Итог

SWOT анализ малого или крупного бизнеса позволяет выявить минусы и угрозы, а также сильные стороны и возможности для развития. Благодаря этому вы сможете организовать деятельность своего бизнеса таким образом, чтобы эффективно противостоять внешним угрозам, успешно конкурировать на рынке и стабильно увеличивать эффективность его работы. 

Чтобы обеспечить наиболее качественный SWOT анализ, проводите его не только для всей компании, но и для конкретных отделов и продуктов. При этом старайтесь узнать мнение как можно большего количества людей, чтобы получить объективные данные. Это поможет вам принимать правильные и эффективные решения в развитии своего бизнеса.