SWOT-анализ - что это такое?
СОДЕРЖАНИЕ
3. Минусы SWOT
6. Итог
Бизнес необходимо постоянное совершенствование и адаптивность под меняющиеся рыночные условия, особенно в России. Прежде чем вносить изменения, необходимо сделать анализ — выявить сильные и слабые стороны, угрозы и возможности для развития бизнеса.
Не все бизнесмены уделяют должное внимание анализу своей компании. Они думают, что для получения аналитики необходимо потратить большое количество времени, денег и сил и поэтому этим не занимаются. Но это не всегда так.
С этой задачей хорошо справиться специальный SWOT анализ. его можно будет сделать всего за несколько часов - в результате вы получите качественную стратегию развития на ближайшее время.
Термин SWOT был впервые введён в 1963 году в Гарварде на конференции по проблемам бизнес-политики профессором Кеннетом Эндрюсом. В 1965 году четыре профессора Гарвардского университета предложили технологию использования SWOT-модели для разработки стратегии поведения фирмы. Была предложена схема по названием LCAG, которая основана на последовательности шагов, приводящих к выбору стратегии.
SWOT-анализ — метод стратегического планирования бизнеса, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории:
- Strengths (сильные стороны),
- Weaknesses (слабые стороны),
- Opportunities (возможности),
- Threats (угрозы).
Сильные (S) и слабые (W) стороны являются факторами внутренней среды объекта анализа, (то есть тем, на что сам объект способен повлиять); возможности (O) и угрозы (T) являются факторами внешней среды (то есть тем, что может повлиять на объект извне и при этом не контролируется объектом). Например, предприятие управляет собственным торговым ассортиментом — это фактор внутренней среды, но законы о торговле не подконтрольны предприятию — это фактор внешней среды.
Объектом SWOT-анализа может быть не только организация, но и другие социально-экономические объекты: отрасли экономики, города, государственно-общественные институты, научная сфера, политические партии, некоммерческие организации, отдельные специалисты, персоны и т. д.
SWOT анализ — это один из самых популярных и простых в использовании видов анализа бизнеса. Он позволяет выявить внутренние и внешние факторы, влияющие на успех компании. Вторым по популярности является SNW-анализ, который позволяет выявить преимущества и недостатки компании, а также учесть особенности организации, которые нельзя отнести ни к первым, ни ко вторым. При этом SNW не учитывает факторов внешнего мира, которые также очень сильно могут влиять на успешность той или иной стратегии.
Популярность проведения SWOT анализа обусловлено несколькими факторами. Выделим основные плюсы SWOT:
1) Это универсальный метод, который применим в самых разнообразных сферах экономики и управления. Его можно адаптировать к объекту исследования любого уровня (продукт, предприятие, регион, страна и пр.).
2) Это гибкий метод со свободным выбором анализируемых элементов в зависимости от поставленных целей (например, можно анализировать город только с точки зрения туризма или только с точки зрения работы транспорта и т.д.).
3) Может использоваться как для оперативной оценки, так и для стратегического планирования на длительный период.
4) Использование метода, как правило, не требует специальных знаний и наличия узкопрофильного образования.
5) Можно выделить также простоту SWOT анализа, его может провести владелец или менеджер предприятия. Для его проведения не нужно прибегать к сложным вычислениям и проводить большие исследования. Достаточно просто понимать о реальном положении дел в компании и на рынке в целом.
Также среди плюсов также можно выделить SWOT:
1) Внутри компании - cюда можно отнести всё, что способствует достижению компанией целей стратегического планирования (сильные стороны компании)
2) Во внешнем мире - сюда можно отнести все факторы, способствующие развитию и достижению целей (возможности). Например, рост спроса на данный товар или услугу, подорожание определённых активов, имеющихся в распоряжении организации и т. д.
Несмотря на то, что SWOT — это очень эффективный и удобный способ проведения аналитики, у него есть некоторые недостатки. Выделим основные минусы:
1) SWOT-анализ показывает только общие факторы. Конкретные мероприятия для достижения поставленных целей надо разрабатывать отдельно.
2) Зачастую при SWOT-анализе происходит лишь перечисление факторов без выявления основных и второстепенных, без детального анализа взаимосвязей между ними.
3) Анализ даёт в большей степени статичную картинку, чем видение развития в динамике.
4) Результаты SWOT-анализа, как правило, представлены в виде качественного описания, в то время как для оценки ситуации часто требуются количественные параметры.
5) SWOT-анализ является довольно субъективным и чрезвычайно зависит от позиции и знаний того, кто его проводит.
6) Для качественного SWOT-анализа необходимо привлечение больших массивов информации из самых разных сфер, что требует значительных усилий и затрат.
Cреди минусов внутри компании также отметим:
1) Внутри компании - все что может ограничивать в достижении цели внутри компании (слабые стороны компании).
2) Во внешнем мире - экономические, политические, социальные, рыночные и другие факторы, которые могут негативно повлиять на реализацию поставленных целей (различные угрозы).
Начиная SWOT анализ, необходимо четко определить основные цели вашей организации. Для того чтобы разобрать преимущества, недостатки, возможности и риски в приложении к реализации поставленных задач.
SWOT-анализ — инструмент, который имеет эффект при верном его применении. SWOT-анализ будет полезным, только если применять его к месту. Во многих случаях можно обойтись (и многие даже обходятся) без SWOT-анализа, тем не менее этот инструмент существенно облегчит понимание того, что и как делать, в несколько раз повысив эффективность стратегии.
Анализ помощет при:
1) при составлении дерева целей организации, определения стратегии существования на рынке как в краткосрочном, так и в долгосрочном промежутке времени (здесь он просто необходим);
2) в случаях, когда вы начинаете новый бизнес-проект;
3) в случаях, когда вы развиваете новую отрасль, разработку или запускаете новый вид деятельности.
Задача SWOT-анализа — дать структурированное описание ситуации, относительно которой нужно принять какое-либо решение. Выводы, сделанные на его основе, носят описательный характер без рекомендаций и расстановки приоритетов.
Для более полной отдачи от метода используется также построение вариантов действий, основанных на пересечении полей. Для этого последовательно рассматривают различные сочетания факторов внешней среды и внутренних свойств компании.
Поскольку SWOT-анализ в общем виде не содержит экономических категорий, его можно применять к любым организациям, отдельным людям и странам для построения стратегий в самых различных областях деятельности.
SWOT-анализ позволяет оценить реальные перспективы развития компании, внедрения нового продукта на рынок. Многие организации прибегают к SWOT-анализу в случаях, когда хотят повысить эффективность своего бизнеса.
Заказать SWOT анализ можно в специальном маркетинговом или брендинговом агентстве. Цена SWOT-анализа зависит в зависимости от сложности выполнения задания. Если у вас малый бизнес, то стоимость услуги составит от 30 тыс.руб, а если это большое предприятие — в среднем от 60 тыс. руб.
SWOT анализ малого или крупного бизнеса позволяет выявить минусы и угрозы, а также сильные стороны и возможности для развития. Благодаря этому вы сможете организовать деятельность своего бизнеса таким образом, чтобы эффективно противостоять внешним угрозам, успешно конкурировать на рынке и стабильно увеличивать эффективность его работы.
Чтобы обеспечить наиболее качественный SWOT анализ, проводите его не только для всей компании, но и для конкретных отделов и продуктов. При этом старайтесь узнать мнение как можно большего количества людей, чтобы получить объективные данные. Это поможет вам принимать правильные и эффективные решения в развитии своего бизнеса.