Принципы японского бизнеса
СОДЕРЖАНИЕ
2. Постоянное обучение персонала
3. Создание профессиональных союзов
4. Длительный процесс принятия решений
5. Мягкий контроль за деятельностью предприятия
Бизнес в Японии является очень успешным благодаря своим специфическим чертам. Именно поэтому японским предпринимателям легко удается достичь высоких результатов с минимальными расходами. Каковы же принципы этого успешного бизнеса?
Японские коммерческие компании, как правило, нанимают выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений. Бывшие студенты колледжей и университетов проходят обучение и сдают экзамен на предприятии. Если кандидат его прошел, то он принимается на работу, при чем пожизненную. Никто не уволит его. Исключением являются случаи, когда работник плохо выполняет работу или вообще с ней не справляется.
Новые работники японской компании должны освоить все виды деятельности предприятия (бухгалтерскую, производственную и т. д. ) и знать его так же хорошо, как самого себя. После этого «универсальные солдаты» имеют возможность двигаться вверх по карьерной лестнице до самой пенсии.
На протяжении всего времени работы в компании сотрудники непрерывно обучаются в соответствии с обучающей программой. Тот рабочий, который достиг какой-либо высокой должности в компании, прошел все запланированное обучение от начала и до конца.
Создание профессиональных союзов
Практически во всех японских компаниях сотрудники формируют профессиональные союзы, куда входят как работники, так и руководители. Это делается для того, чтобы обеспечить взаимодействие рабочего персонала и руководителей за счет наличия общих целей. Профессиональные союзы позволяют создать легкую дружественную атмосферу.
Длительный процесс принятия решений
Чтобы принять какое-либо решение, необходимо собрать подписи всех тех сотрудников, которые будут затронуты изменениями. При этом они могут как согласиться, так и отказаться. Это довольно длительный процесс, но у него есть огромный плюс, который заключается в том, что учитывается мнение меньшинства.
Мягкий контроль за деятельностью предприятия
В европейском бизнесе принято контролировать каждого сотрудника и ругать его за неправильно выполненную работу. В Японии не так. Руководители японских организаций дают какое-либо задание своим сотрудникам, а те, в свою очередь, самостоятельно решают, как его выполнить, сами распределяют, что должен делать каждый из них. Это связано с тем, что у японцев другой менталитет. Они очень ответственны. Более того, сотрудники с особым уважением относятся к своему начальству, к предприятию в целом.
Но как же тогда руководитель отчитывает рабочего? Очень просто. Собирается собрание и на нем прилюдно критикуют провинившегося. Для европейцев это может показаться неприемлемым, но для японцев это вполне нормально. Они оценивают критику не как ругань, а как указание на ошибки, которые необходимо исправить. Критика – это стимул для развития.
Таким образом, благодаря этим специфическим чертам японского бизнеса сотрудники чувствуют себя нужными компании. Они уверены в том, что от них зависит прибыльность, и делают все возможное, чтобы компания процветала.