Северный поток-2 - что это такое и кто против?

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Маршрут газопровода и его особенности

2. Цель строительства газовой магистрали

3. Почему проект вызывает споры

4. Кто из стран самый ярый противник строительства

5. Полезное видео

 

Специально созданная акционерная компания Nord Stream AG в 2012 решила построить два дополнительных магистральных инженерных сооружения, которые будут транспортировать газ.

«Северный поток – 2» – это многоцелевой экспортный трубопровод для перекачки газа из России в ряд стран Европы, своего рода добавочная маршрутная переброска 55 миллиардов кубометров газа европейским потребителям напрямую от российского концерна – Газпрома.

После реализации проекта иностранные граждане будут обеспечены бесперебойными поставками газа, минуя транзитных партнеров.

Маршрут газопровода и его особенности

На сегодняшний день, согласно финансовой отчетности, в геополитический проект инвестировано €730 млн, или 106 миллиардов рублей.

Сентябрь 2018 года – начало строительства газовой магистрали. Укладка начинается в районе морского порта Усть-Луги Ленинградской области, тянется по дну Балтийского моря через экономические регионы и океанские воды, находящиеся под суверенитетом Дании, Финляндии и Швеции, а финиширует в районе университетского города Грайфсвальда (это территория Германии).

В основе 1200-километровой трассы лежит:

  • успешный опыт швейцарской команды, которая применяет бескомпрессорный режим транспортировки голубого топлива;
  • уже отработанные и надежные технологии: при строительстве проекта использовали специальную сталь с улучшенными характеристиками эластичности, обладающей огромным запасом прочности, рассчитанной минимум на 50 лет, т.к. трубы покрыты антифрикционным слоем, чтобы снизить трение газового потока;
  • самые высокие экологические стандарты – снижено до минимума негативное воздействие на растительный и животный мир, предотвращены вредные выбросы в почву, водоемы, атмосферу.

Все строительные стадии подтверждены международными договорами и конвенциями, соответствуют национальным законодательным актам каждой из стран, соблюдены экологические нормативы.

Цель строительства газовой магистрали

Россия взялась за реализацию проекта не только исходя из экономической выгоды. Москва сможет избавиться от украинской зависимости, и голубое топливо перестанет проходить в Европейскую зону через территориальные районы Украины и других стран-транзитеров.

Это позволит снизить политические риски, и сделает поставку углеводородного энергоносителя дешевле.

Европейские энергетические компании по договорным обязательствам получают сниженную ставку на газ, кроме того, они обеспечивают долгосрочное вливание финансов (до 50 процентов от всей стоимости передовой программы). Но, как выяснилось, иностранные партнеры только на словах согласились поддерживать «Северный поток – 2», т.к. Америка пригрозила санкциями.

Хотя российскому газовому монополисту и помогают Германия, Голландия, Франция и Австрия, но закончить строительство магистрали России придется своими силами.

Почему проект вызывает споры

Иностранные поставщики природного топлива заинтересованы в ослаблении позиций российского трубопроводного газа на европейском рынке. «Северный поток-2» не всеми государствами был принят радушно. Одни начали активно поддерживать разработку. Литва, Эстония, Латвия, Румыния, Венгрия оказались в числе противников.

Они мотивировали свое недовольство тем, что укладка труб негативно отразится на экологии их региона, а сооружение приведет к природной катастрофе.

Украинцы и поляки стали настаивать, обращаясь к Западу, и требовать блокировки строительства «Северного потока-2», потому что лишатся транзита. Особенно противится строительству объекта американское Минэнерго, мотивируя несогласие тем, что:

  • «Поток» усилит влияние российской стороны на внешнюю политику Евросоюза;
  • Россия завладеет экспортным рынком (на который так надеялось американское правительство);
  • европейские государства привяжутся к поставкам российского энергоносителя, а Россия сможет осуществлять «энергетический шантаж».

На сегодняшний момент Америка все-таки признала свое поражение.

350 компаний, принимавших участие в инвестиционной программе, испугались штрафов со стороны Америки и предупредили, что покинут проект в случае, если Штаты выполнят угрозу и введут ограничительные меры по отношению к инвесторам проекта и потенциальным покупателям газа.

Нерешительная Дания под напором американцев не решалась выдавать официальное разрешение на проведение газопроводной магистрали на своих морских просторах. Кабинет министров в новом положении разрешал прокладку только в случае, если строительство объекта будет соответствовать политическим интересам страны: ее безопасности и обороне.

Закон о континентальном шельфе специально разработан, чтобы не допустить запланированную прокладку трубопровода. Но данный законопроект повлиял бы только на небольшую часть трассы «Северного потока – 2». Теперь же Дания не возражает против строительства «Северного потока-2».

Кто из стран самый ярый противник строительства

Украинская сторона также недовольна появлением «Потока-2»: после окончательного введения в действие магистрали вся ее газотранспортная система будет невостребованной – прокачки голубого топлива с российской стороны через территорию Украины могут прекратиться вовсе, тогда теряется существенная часть доходов государственной казны от транзита российского газа. Убытки при этом станут огромными.

Если «Газпром» не продлит невыгодный ему контракт, то в 2025 у Украины начнутся серьезные проблемы. А значит, репутация страны как надежного партнера будет подорвана.

Такой казус уже был со стороны украинского государства, когда оно чуть не сорвало поставки российского природного топлива в Европу из-за своего газового кризиса.

Вот почему возникла необходимость стать независимой от соседа, и запустить в действие газотранспортную инфраструктуру в обход украинской.

Достроить газовую магистраль и перевести ее на новый маршрут для российского государства – дело принципа. К тому же морская часть трубоукладки уже технически завершена – секции газопровода состыкованы между собой. Осталось начать пусконаладочные работы по заполнению газопровода сырьем.