Банкроты-побратимы - Тольятти скоро станет российским Детройтом

тольятти

 

Детройт - город моторов. Бывший. Это «сердце мирового автопрома» середины прошлого века сегодня получило статус города-банкрота. Отличный особняк (пусть и потрепанный вандалами) здесь может обойтись в 1 доллар, хотя достаточно и совершенно бесплатного жилья в виде множества брошенных домов. Сегодняшнему Тольятти и не снились успехи былого Детройта, но… Зато теперь повторить судьбу американского города российский Тольятти вполне способен.

Уходят кадры и заводы

О грядущих сокращениях на АвтоВАЗе всё уже известно: 13 000 сотрудников уволят только в 2014 году, а в целом могут сократить и вовсе 35-40 тысяч человек, как считают в местном независимом профсоюзе. Что такое АвтоВАЗ для Тольятти? Это промышленно-экономическая основа города. Правда, сам завод остается, просто на нем на пару десятков тысяч работников станет меньше.

Людей будут массово привлекать в другие города, где более успешно работаю УАЗ, КамАЗ, а также где могут строиться новые заводы. Отток такого количества жителей для города с населением в 718 тысяч человек (официальные данные на начало 2014 года) – это неприятно, но не смертельно.

Вот только уходит и завод молочной продукции «Danone». Уходит полностью, в то время как персонал может остаться и в городе, и без работы. Компания решила, что тольяттинских мощностей (ЗАО "Данон Волга") ей недостаточно, а инвестировать сюда не так выгодно, как в «Самарлакто», куда уже направили 1 миллиард рублей. В итоге мощности перейдут в Чехов и Самару. Полностью.

                                                   Тольятти город

Следует понимать, что ЗАО "Данон Волга" играло важную роль в промышленном срезе города, а обеспечить сокращаемый персонал работой на фоне увольнений в АвтоВАЗе будет предельно тяжело. Теоретически возможно такое, что наиболее квалифицированных сотрудников «Danone» заберут в Чехов и Самару. Но тогда картина останется не менее грустной: востребованный (и более оплачиваемый) персонал массово разъезжается, оставляя в Тольятти «трудовой неликвид» и проблемы сокращения экономически активного населения.

Ухудшения от года к году неравномерны, но стабильны

В 2007 году Тольятти находился н 6-ой позиции рейтинга наиболее привлекательных для бизнеса российских городов. В следующем году город опустился на 6 позиций, но еще через год одну позицию отыграл. До 2010 года количество населения здесь исключительно возрастало.

А потом был дефолт. Почти 40 000 уволенных, падение всех показателей, эпоха затянутых поясов. Да, Тольятти выстоял, но сползание вниз постоянно продолжалось. С 2010 года неизменно сокращалось проживающее здесь население, однако сокращения большими не были. Это теперь «опустение» станет массовым, когда промышленные лидеры города увольняют и сворачиваются вовсе. Про рейтинг самых привлекательных городов для бизнеса больше вспоминать не стоит.

Львиная доля сотрудников, уезжающих на постоянные новые места работы, будут переезжать вместе с семьями. Только за этот и следующий годы из Тольятти могут уехать не менее 20 тысяч человек. Обеспеченных и «социально благонадежных».

Неизбежная мрачность прогнозов

Что произойдет с недвижимостью, когда начнет резко расти предложение на рынке вторички? Вопрос действительно риторический: цены решительно пойдут вниз. Для желающих купить жилье в Тольятти подобный вариант совсем не самый плохой, но еще есть застройщики, которые в последнее время столкнулись с сокращением банковского кредитования своего бизнеса. И как строить, если рынок недвижимости в Тольятти начнет проседать в самое ближайшее время, а само проседание цен будет затяжным и растянется на годы? И что будет с занятым в сегменте строительства персоналом?

                                            Детройт город

А кто рискнет инвестировать в город на фоне указанных выше сложностей? Кто отважится на серьезные инвестиции? И это при том, что по России в целом инвестиционный климат далеко не идеален. Вернее, он сейчас весьма плох. И Тольятти автоматически попадает в список городов, где риски от вложений наиболее высоки.

И еще один важный нюанс. У РЖД проблемы в виде 80 миллиардов рублей плановых годовых убытков. Железнодорожники массово сворачивают маршруты в тех регионах, в которых местные власти имеют финансовые проблемы и не готовы оплачивать свои долги перед пригородными пассажирскими компаниями. Правительство же четко обозначило: за электрички должны платить РЖД именно местные власти.

И уже не так принципиально, начнутся ли глобальные проблемы с отменой электричек в Тольятти в ближайшие год-два, либо же ситуацию удастся еще на несколько лет растянуть: итог неизбежен.

Детройт тоже верил

Американский Детройт увядал долго: неумолимость краха растянулась здесь на десятилетия, но результат был неизбежен в силу аккумулирующего эффекта от экономических проблем. Деньги не любят лузеров, и касается это людей, компаний и даже целых городов.

                                                   Детройт

Теоретически изменить судьбу Тольятти могли бы в Москве, если решили бы централизованно направить сюда мощные вливания. Но у России положение в экономике крайне тяжелое: как признал глава Минфина Антон Силуанов, даже зарезервированные для неправительственных пенсионных фондов деньги полностью и невозвратно ушли на компенсацию дефицита бюджета Крыма. А это 243 миллиарда рублей. Стагнацию преодолеть не удалось, экономический рост остался в прошлом, да еще и экономические санкции Запада мешают двигаться. Здесь точно не до Тольятти.

Впрочем, Детройт после признания его банкротом не рухнул, не развалился, не исчез с карты. Это утешение, пусть и весьма слабое. К тому же пока еще есть надежда, что правительство вступит в игру раньше, чем все станет совсем безнадежно.

Опыт Детройта подсказывает и то, что у Тольятти в запасе есть годы, если не десятилетия. Но станет ли от этого легче самим жителям города?