Сколько получали актеры и режиссеры в СССР?

зарплата актеров в СССР

 

Уважаемые читатели, мы уже рассказывали в блоке Дзен и на портале "Бизнес заработок" про зарплаты cантехников и зарплаты учителей, в данной статье мы поговорим про зарплаты актеров и режиссеров в СССР.

Труд актёра в разные времена оплачивался соответственно нравам и товарно-денежным отношениям эпохи: от дополнительного куска какого-нибудь жареного саблезубого бегемота за вдохновенное представление самых драматических сцен прошедшей удачной охоты в свете пламени первобытного костра до виселицы или плахи за богохульство и перебор оскорблений вельмож в балаганах средневековой Европы, от гнилых помидоров в лицо из зрительных залов провинциальных театров до контрактов в десятки миллионов долларов с голливудскими студиями в ХХ веке.

Такая колоссальная разница в оплате одного рода деятельности, даже при условии вариаций степени таланта, не может не заинтересовать общество.

Любопытно, сколько же получали знаменитые актёры и самые маститые режиссёры СССР в 60 – 90 годы двадцатого столетия, когда советское кинопроизводство было на вершине по количеству и качеству создаваемых фильмов.

Здесь стоит уточнить некоторые детали: с конца семидесятых, все восьмидесятые и вплоть до 1991 года основные продукты ежедневного спроса имели фиксированною стоимость, в зависимости от пояса (было четыре пояса), во всех пятнадцати союзных республиках (за исключением дальнего Севера и некоторых регионов со своей спецификой).

Вот некоторые цены второго пояса (куда входила и Москва): батон белого хлеба - 18 копеек, килограмм “Докторской” колбасы - 2 рубля 90 копеек, литр молока - 36 копеек, вход в метро - 5 копеек. Средняя зарплата - 160 рублей в месяц, пенсия - 40 рублей. Рядовой театральный актёр мог получать около 80 рублей ежемесячно и годами не выходить на сцену.

Но интересно, сколько зарабатывали самые выдающиеся артисты того времени, чей талант и мастерство не оставляет равнодушными не одно поколение зрителей.

Огромные гонорары выплачивались за главные роли в кинофильмах высшей категории (всего категорий было три). И вот самые высокие вознаграждения, полученные прекрасными советскими актёрами (по информации из разных открытых источников) за участие в знаковых кинопроизведениях:

Кавказская пленница

1) “Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика” (1966 год), Александр Демьяненко - 5220 рублей,

Юрий Никулин - 4238 рублей,

Георгий Вицин - 3389 рублей 84 копейки,

Евгений Моргунов - 1979 рублей 50 копеек,

Наталья Варлей -1219 рублей, а Фрунзик Мктрчян - 939 рублей.

бриллиантовая рука

2) “Бриллиантовая рука” (1968 год), Юрий Никулин - 5188 рублей, Анатолий Папанов - 2288 рублей, Андрей Миронов - 1920 рублей, Нонна Мордюкова - 1531 рубль, Светлана Светличная - 346 рублей (маловато за исполнение первого советского стриптиза в кино),

иван васильевич

3) “Иван Васильевич меняет профессию” (1973 год), Юрий Яковлев (две роли) - 4300 рублей, Леонид Куравлёв - 2312 рублей, Александр Демьяненко - 1660 рублей, Савелий Крамаров - 1129 рублей, Михаил Пуговкин - 788 рублей, Владимир Этуш - 223 рубля 30 копеек, Наталья Селезнёва - 362 рубля, Наталья Крачковская - 347 рублей, Наталья Кустинская - 168 рублей,

Семнадцать мгновений весны

4) “Семнадцать мгновений весны” (1973 год), Вячеслав Тихонов - 5500 рублей, Евгений Евстигнеев - 3025 рублей, Леонид Броневой - 3000 рублей.

Конечно, для среднестатистического советского человека, у которого редко в кошельке было больше трёх рублей, такие суммы представлялись головокружительными, (в конце 60-х годов автомобиль “Волга” стоит чуть больше 5500 рублей), но, в сравнении с голливудскими коллегами, артисты страны Советов были знаменитыми, но нищими людьми. Да, хотя же ещё театр, гастроли, телевидение, радио, сборные концерты, и главный зимний источник дохода - “ёлки”!

Гонорары режиссёров были выше, но надо учитывать объём работы и уровень ответственности. Леонид Гайдай за работу над “Иваном Васильевичем” получил 7943 рубля (из них - 2000 рублей за сценарий). 15000 рублей заработал Станислав Ростоцкий за создание картины “А зори здесь тихие” (2 серии). А пальма первенства с гонораром в 30000 рублей принадлежит Сергею Бондарчуку за кинополотно “Война и мир” (4 серии).

Надо признаться, что у режиссёров тоже были дополнительные источники доходов при производстве фильмов: это и написание сценариев, и частые “камео”, совмещение должностей (например, гениальный Сергей Урусевский был режиссёром и оператором, что породило милый жаргонизм “режопер”), а некоторые, в основном - документалисты, работали сразу и директором, и режиссёром, и оператором - дирижоперы!

Всё это было порождением или следствием особенностей советского кинопроизводства, в котором были свои плюсы и минусы, но таким было время.