Образ ростовщика в мировой литературе

Ломбард

 

Классики литературы относились к ростовщичеству с ненавистью и презрением. Образ старухи-процентщицы очень ярко нарисован Достоевским в романе "Преступление и наказание". Жадная, хитрая, вредная бабка никому не прощает просроченных платежей. Она оценивает залоги по очень низкой цене и наживается на чужом горе. У старухи отталкивающая внешность и целый "букет" разных болезней. Достоевский сравнивает Алёну Ивановну с ведьмой. Студент Раскольников топором убивает процентщицу, не забывая забрать залоговое имущество.

Николай Васильевич Гоголь считает ростовщика воплощением Дьявола. В повести "Портрет" он описывает мужчину огромного роста, который может предоставить заём на любую сумму. Условия кажутся клиенту выгодными, но это обманчивое впечатление. Проценты быстро растут и опустошают карманы заёмщика. После этого с клиентом начинают происходить разные неприятности. Его родственникам тоже не везёт. Они умирают, сходят с ума или становятся нищими. После смерти дух ростовщика вселяется в портрет, нарисованный талантливым художником. Картина приносит несчастье всем, кто её покупает.

Пушкин описывает в одном из своих стихотворений адские мучения ростовщика. Злой и безжалостный старик получает заслуженную казнь. Черти жарят его заживо, пока он не лопается. Еврей-ростовщик Соломон из "Скупого рыцаря" советует Альберу отравить своего отца для "ускоренного" получения наследства. Данте в своей "Божественной комедии" отправляет ростовщиков на границу седьмого круга ада. Шейлок из "Венецианского купца" Шекспира явно обладает садистскими наклонностями. Он ссужает деньги торговцу под залог мяса с его груди. Характер безжалостного ростовщика Шейлока не выдерживает даже его собственная дочь Джессика. Она убегает от отца вместе со своим другом Лоренцо.

                                                                                        

Бальзак изображает ростовщика Гобсека циничным и скупым человеком. В молодости герой книги был пиратом и занимался разбоями. Внешность ростовщика "оставляет желать лучшего". У него маленькие злые глаза, крючковатый нос и пожелтевшее лицо. В конце жизни скупость Гобсека доходит до высшей точки. В его доме скапливается огромное количество всякого хлама и протухшей еды. Ростовщик поклоняется золоту и считает, что оно правит миром. Английский поэт Кристофер Марло в своём произведении "Мальтийский жид" рассказывает о ростовщике-еврее Варраве, который обладает огромными богатствами. Варрава - жестокий убийца, который хочет погубить всех христиан и язычников. Ростовщик убивает даже собственную дочь. В конце произведения Варрава погибает в кипящем котле.

Писателей с мировым именем трудно назвать глупыми людьми. Многие из них презирают и ненавидят ростовщиков. Может быть в ссудном проценте действительно есть что-то сатанинское? Образы Алёны Ивановны, Шейлока, Гобсека и Варравы достаточно точно описывают мировую банковскую систему, которая исказила первоначальную функцию денег. Они перестали быть товаром, который ускоряет и упрощает торговлю. Денежная масса увеличивается с огромной скоростью благодаря механизму сложного процента. С 1971 года деньги больше не обеспечены золотом. Это просто дым, фикция, мираж. Истинного соотношения мировой товарной и денежной массы не знает ни один экономист. Обывателю остаётся только с грустью наблюдать за ежегодным ростом цен в магазинах. Большая часть людей "опущена" международными финансовыми воротилами до уровня "скота", который работает "за еду". Мировая экономика тяжело больна процентной патологией.